Экспертное интервью - метод качественного исследования, одна из разновидностей глубинного интервью, беседа с компетентным специалистом отрасли (экспертом) по определенной теме и интервьюером (модератором). Экспертами выступают специалисты, которым известны специфические стороны изучаемого предмета, маркетингового явления, события.

Для проведения экспертного интервью разрабатывается детальный план предстоящей беседы, включающий в себя не только основные вопросы, но и специфические особенности, на которые необходимо обратить внимание модератору при проведении интервью.

Главными критериями отбора экспертов для интервью являются их компетентность и авторитетность, поэтому численность и представительность группы респондентов в данном случае оценивается не столько количественными, сколько качественными показателями. В среднем, для выявления экспертного мнения, последовательно проводится 5-10 интервью.

В случае необходимости получения дополнительной информации при больших масштабах исследования, возможно увеличение количества интервью. По сути, экспертное интервью является глубинным изучением мнения профессионалов. Во время проведения интервью, с разрешения опрашиваемого, осуществляется аудио и видеозапись, а также протоколирование ответов. Полученная информация анализируется по корреляции мнений и высказываний опрашиваемых, по схожести прогнозов в развитии ситуации, оптимальным решениям обозначенных проблем.

Важнейшая задача исследователя при проведении экспертного интервью – рекрутирование экспертов и оценка уровня их компетенции. Сначала определяются компании, работающие в необходимой сфере. 

После формирования списка компаний исследователи начинают их обзванивать и выяснять, работает ли там подходящий специалист. С самим экспертом обычно связываются изначально по электронной почте. Так можно более наглядно и в подробностях описать цели и задачи исследования, пояснить, что именно требуется от эксперта. Обговорить детали и назначить время интервью можно уже по телефону или по другим удобным для эксперта каналам связи.

Предварительно компетентность эксперта оценивается по его статусу (обычно предпочтение отдается начальникам отделов и департаментов, заместителям директоров и самим руководителям компаний), а также по опыту работы в определенной должности. Само интервью записывается на электронный носитель для последующей расшифровки.

Экспертные интервью позволяют решать следующие задачи:

  • Получение информации о рынках и процессах на рынке, информация о которых в силу каких-то причин отсутствует и является достоянием небольшого числа специалистов.
  • Получение информации об объекте исследования, обладающим специфическими характеристиками, о которых знают только профессионалы. Примерами исследований такого рода, например, являются проекты, посвященные оценке объема высокотехнологичных и специализированных секторов рынка или латентных (скрытых) процессов.
  • Получение прогноза событий будущего при отсутствии статистических данных, или при их недостатке.
  • Получение количественных оценок таких параметров, для которых не существует других способов измерения, например, при оценке важности целей и предпочтительности отдельных методов продвижения.
  • Уточнение гипотез и пополнение интерпретации определенных маркетинговых и/или социальных явлений и процессов

 Достоинства данного метода следующие:

  • возможность получить информацию от специалистов;
  • возможность получения оценок и мнений, которые существуют в профессиональном сообществе;
  • возможность выявить такие особенности процессов, происходящих на исследуемом рынке, которые известны только непосредственным участникам этих процессов;
  • возможность проверить существующие гипотезы и предположения в беседе с профессионалами;
  • возможность получить информацию от респондента, для которого неприемлемы никакие другие формы интервьюирования.