Фокус-группа – это необходимая часть современного маркетинга, которая активно используется в самых разных сферах бизнеса. Создается данная группа для того, чтобы ее участники в процессе грамотно направленной дискуссии могли выразить собственное мнение по теме обсуждения, стараясь раскрыть ее с индивидуальной точки зрения. В процессе изучения таких групп раскрывается достаточно широкий круг мнений, к примеру, это может касаться уровня удовлетворенности и постоянства покупателей, восприятия уровня обслуживания, определения лидеров в той или иной сфере, а также еще целого ряда других вопросов. Также фокус-группа – это неплохой инструмент для понимания скрытых побуждений и мотивов касательно уровня обслуживания. У потребителей всегда есть самая разная информация, которую он получил на основе собственного жизненного опыта, касательно высокого и низкого уровня обслуживания, и в отличие от преимущественного большинства других тем потребитель радостно обсуждает эту информацию с другими людьми. Таким образом, фокус-группа – это довольно популярный вариант проникновения в самые разные аспекты качества обслуживания населения, а также уровня удовлетворенности и постоянства со стороны потребителей.
Стандартная фокус группа длится 1,5-2 часа и состоит из 8 участников и ведущего (модератора). Бывают мини-группы, длящиеся 1 час и состоящие из 6 участников и ведущего. В этом случае обсуждается ограниченный набор тем, например, показывается один-два рекламных ролика.
К особенностям метода можно отнести то, что сбор данных происходит в условиях постоянного взаимодействия и взаимовлияния участников. (Тут надо помнить про эффект эхо – когда первый что-то умное сказал, а потом все это так или иначе повторяют). Анализ результатов и интерпретацию нужно проводить с учетом этого взаимовлияния.

У данного метода несомненно много достоинств:

  1. Фокус группы создают относительно реальную ситуацию, в которой взаимодействие людей максимально естественно
  2. Возможность использования гибкого формата ведения дискуссии
  3. Позволяют получить интерпретированную понятную информацию
  4. Относительно невысокая стоимость
  5. Предоставляют возможность получения достаточно быстрого результата
  6. Позволяет охватить большее число людей при тех же ресурсных затратах
  7. Наличие транзакции респондент-респондент
  8. Возможность наблюдения невербальных реакций респондента
  9. Возможность прямого наблюдения заказчика за процессом сбора информации

Фокус-группы позволяют получить  более  широкий  спектр реакций, мнений и установок, чем глубинные интервью. С другой стороны, высказанные в ходе фокус-групп мнения более или менее  репрезентативны  по отношению к исследуемой группе потребителей или социальной группе. В этом отличие и большое преимущество фокус-групп.